Бюджет 2020 — как переписали бюджет ко второму чтению

Кабмин презентовал проект бюджета на 2020 год. Фото: facebook.com/KabminUA

Интрига с бюджетом на последующий год прояснилась, хоть и не до самого конца. Во вторник, 5 ноября, Кабмин презентовал переписанный ко второму чтению проект. Напомним: первую версию проекта бюджета парламент агрессивно раскритиковал, и принял его в первом чтении с тем условием, что документ значительно откорректируют.

Новый вариант правительство утвердило еще на выходных. Но сам проект в Раде до нынешнего дня так и не возник. Зато Кабмин организовал онлайн презентацию с яркими картинами. Фактически, из их пока и можно судить о том, что, фактически, поменялось ко второму чтению.

На 1-ый взор, корректировок не настолько не мало. Что подтвердила Министр денег Оксана Маркарова. «Изменения не чрезвычайно огромные, но важные. Мы прирастили расходную часть на 15 миллиардов, добавили на заработной платы учителям, программу «Доступные лекарства», культуру, проекты по аэропортам и мостам. Есть ответы на выводы экономного комитета», —  отчиталась Маркарова.

Вообщем, доп финансирование оказалось намного наименьшим, чем ожидалось. например, учителям, которые не так давно митинговали, требуя увеличения зарплат, пообещали рост окладов, но по собственной схеме. В итоге надбавки будут существенно меньше, чем это было предвидено распоряжением предшествующего Кабмина Гройсмана. 

Премьер-Министр Алексей Гончарук дал понять, что на данный момент не время для излишеств. В последующем году украинцам придется жить по средствам, потому что «страна в сложном денежной ситуации», плюс предстоят пиковые выплаты по наружным долгам.

При всем этом на отдельные статьи средства все таки нашлись. Ко второму чтению в проекте вновь возникла субвенция на социально-экономическое развитие регионов в размере 2 миллиардов гривен. Как раз за счет этих средств мажоритарщики «кормят» свои окрестность, и они обычно являются предметом торга. Подбросили средств также силовикам.

«Страна» разбиралась, что еще переписали в проекте бюджета ко второму чтению.

Правки Гончарука

Напомним: подавая 1-ый вариант бюджета в Раду, правительство Гончарука пользовалось наработками предшественников. В итоге вышел практически «бюджет Гройсмана», за что Кабмин агрессивно раскритиковали. Госслужащие объясняли — не разработку собственного «прорывного» бюджета, который бы обеспечил обещанный Гончаруком взрывной рост ВВП на 40% за 5 лет, просто не было времени. И обещали все поправить ко второму чтению.

Отдельный перечень заданий Кабмину дал экономный комитет Рады. А именно, народные избранники  просили разглядеть возможность роста некоторых налогов (акцизы, экологический, по льготному НДС на ряд продуктов, рентную плату и др.), также прожиточного минимума до настоящих характеристик. В проекте бюджета на последующий год было заложено 2,1 тысяча гривен, тогда как настоящий прожиточный минимум, по расчетам профильного комитета — не наименее 4,2 тысяч.

И, похоже, оба этих задания Кабмин провалил. Так, Гончарук заявил, что на последующий год не планируется никаких инноваций по налогам. Сначала, мол, необходимо запустить экономику, чтоб возникли «10-ки и сотки» новых компаний, а уже позже поменять Налоги. Что буквально написано в самом проекте, пока непонятно. По идее там обязано быть увеличение акцизов на сигареты и спиртное, потому что Украина пересматривает их по заблаговременно согласованному графику. Кроме того, в Раде есть несколько законопроектов, которые предусматривают пересмотр налоговых ставок, а именно, проект №1210, где заложено увеличение в несколько раз ренты на руду.

Но основное — в проекте, быстрее всего, не прописано кардинального изменения фискальной политики. «Это огорчило больше всего. Не будет налоговой реформы, борьбы с тенью, налоговым лоббизмом финансово-промышленных групп и «контрабанды—стоп» на таможне. По другому могли быть запланированы доп поступления в бюджет от этих мероприятий, а, например, только борьба с контрабандой могла бы дать до 5 миллиардов американских долларов«, — говорит экономист Алексей Кущ.

А это означает, что ни для бизнеса, ни для возможных  инвесторе абсолютно ничего не поменяется.

С прожиточным минимумом еще ужаснее. Гончарук сказал, что они приняли задание экономного комитета к сведению, и в бюджете покажется настоящий прожиточный минимум в 4,2 тысячи гривен. Но не в последующем году, а в наиблежайшие 3-5 лет. Если к тому времени реформы дадут эффект и украинская Экономика заработает на полную.

Другими словами, обещанное руководителем страны Зеленским окончание эры бедности очевидно откладывается, — иронизируют специалисты.

«Через 5 лет в наших реалиях — это практически никогда. Неясно какая к тому времени будет инфляция. Полностью может быть, что 4,2 тысячи гривен будут стоить меньше, чем сегодняшний 2 тысячи», — говорит глава департамента Федерации профсоюзов Олег Пендзин.

Но нововведения по прожиточному минимуму все таки будут — его отвяжут от всех соц выплат, а их более сотки, начиная от штрафов за нарушения ПДД и заканчивая пособиями на малышей и по безработице. Соответственный проект, как сказали в Минсоцполитики, готов, и будет вынесен на ближний Кабмин. Предполагается, что соцвыплаты будут считать по некоторой «базисной величине», которую установит правительство.

«Если все это воспримут, уже непринципиально какой прожиточный минимум заложат в бюджет— хоть 10 тысяч. Ведь от данной для нас числа уже практически ничего не будет зависеть», — объяснил Кущ. Плюс — это дозволит властям пересматривать прожиточный мининум, но при всем этом «заморозить» соцвыплаты.

Акция распродажи госимущества и «однорукие бандиты»

Презентуя новый бюджет, премьер-министр Гончарук назвал его «бюджетом эффективности». Дескать, никакого повышение налогов не будет, а увеличивать расходы будем за счет перераспределения доходов. А именно, он сказал, что в проекте заложено пожелание руководителя страны Зеленского о сокращении чиновников на 10%. Всего из администраций уволят больше 18 тысяч человек, а по способности — еще больше.

Расходная часть бюджета, по сопоставлению с вариантом к первому чтению, выросла на 15 миллиардов, а доходная — на 13 миллиардов. Это довольно умеренные корректировки, даже пессимисты предсказывали повышение по обеим статьям до 17-20 миллиардов. «Выходит, что изменения в бюджете затрагивают чуть больше 1% общей сметы (около 1,2 трлн гривен), а это практически в рамках статистической погрешности; Никакого кардинального нового бюджета не вышло», — говорит экономист Виктор Скаршевский.

«Нет новой промышленной политики, программ для вербования инвестиций. А это означает, что никакого прорыва в экономике не будет, мы продолжим и далее терять в моровой цепочке добавленной цены», — добавил Алексей Кущ.

Гончарук объяснил: основное в последующем году — это выплаты по наружным долгам. Конкретно на их уйдет значительная часть доходной части — более 140 миллиардов гривен. Потому данный год необходимо как-то выдержать и приготовить базу для грядущего роста.

Прирастить доходную часть, чтоб хватило не только на выплату долгов, планируется за счет приватизации (6 миллиардов от большой и 6 миллиардов от малой), легализации игорного бизнеса (3 миллиардов), государственных вкладывательных проектов (1,8 миллиардов) и др. При всем этом не слова не сказано о земляной реформе, а она, по оценкам Куща, только на первых порах могла бы дать не наименее 5 миллиардов.

«Это разовые поступления, и их нереально включать в бюджет. Средства могут пойти на уменьшение долговой перегрузки, — объяснил Гончарук.

«Но если бюджет ничего не получит от земли, то для чего тогда вообщем ее распродавать», — удивляется Кущ. Также, по его воззрению, есть вопросы к цифрам по приватизации. Для большой приватизации 6 миллиардов — очень не достаточно, потому что это практически стоимость 1-го большого объекта уровня «Центрэнерго» либо ОПЗ.

А в очереди на приватизацию — несколько 10-ов предпринятой, включая Укрспирт и Укпочту. Для малой приватизации 6 миллиардов — очень много. «На первой волне получили 2 миллиардов, а все самое ценное уже ушло», — говорит Кущ.

Пилюли, школы и экскурсии

По некоторым соц расходным статьям средств добавят, — пообещал Гончарук. А именно, заявлено повышение финансирование медицины, образований и культуры.

Так, медицина получит 113,3 миллиардов гривен, что на 10% больше, чем в текущем году и на 5 миллиардов, чем в проекте к первому чтению, но все равно очевидно не дотягивает до 5% ВВП, как того требуют врачи.

«Излишние» средства направят адресно на реформу критической помощи (1,9 миллиардов) и программу «Доступные лекарства». Планируется закупить 470 «Скорых» и выстроить 25 новых пт неотложной помощи, потому что к премьеру дошла информация, что часто люди просто не доезжают до больниц.

программа «Доступные лекарства» получит в три раза больше средств — 3,1 миллиардов гривен. Настоящие потребности по обеспечению бесплатными лекарствами специалисты оценивают в 10-15 миллиардов, другими словами, с медикаментами станет мало лучше, но абсолютно ничего не поменяется.

На закупку фармацевтических средств выделят 9,7 миллиардов, что на третья часть больше, чем в текущем году, на лечение украинцев за границей, а это, до этого всего трансплантация, 1,09 миллиардов против 689 млн в текущем году.

Главной интригой в новом проекте бюджета были расходы на образование. Напомним: к первому чтению заложили 128,7 миллиардов гривен. И вообщем не учли увеличение зарплат преподавателям на 20-70%, что в последние дни работы прописал прежний Кабмин с собственной постановлении. На пересмотр учительских окладов, по подсчетам профильного министерства, необходимо не наименее 5,5 миллиардов гривен.

А не так давно учителей огорошили — у их заберут к тому же доплаты (за престижность учительского труда, проверки тетрадей, подмены и пр.). Эта новость спровоцировала массовый учительский мятеж.

В проекте бюджета ко второму чтению на образование обещают 145,1 миллиардов гривен. Это практически на 9 миллиардов больше, чем к первому чтению и на 23 миллиардов — чем в текущем году.

Но конкретно на учительские заработной платы направят только 2,2 миллиардов. И увеличивать их будут не по «постановлению Гройсмана», а по новой схеме. Во-1-х, надбавки получат юные преподаватели, во-2-х, будет финансирование «по фактическому количеству учеников», в третьих, дадут субвенции регионам, чтоб они могли выплачивать прибавки за престижность учительского труда.

Но при всем этом, быстрее всего, армию преподавателей сократят, а сельские школы, которые, по словам Гончарука, дают не чрезвычайно высококачественное образование, «улучшают».

«Просили 5,1 миллиардов на три группы преподавателей — юных учителей воспитателей детсадов и мастеров производственного обучения ПТУ. Но, с учетом ограниченных способностей бюджета, предлагается выплата только юным специалистам в размере 10 прожиточных минимумов со стажем наименее 9 лет. Но преподаватели желали роста зарплат в соотвествии с постановлением Кабмина, на что понадобилось бы от 19 миллиардов до 26 миллиардов. Было поручение руководителя страны на совещании по подготовке бюджета ко второму чтению уменьшить Издержки на содержание чиновников на 10%. Может быть, средства, которые получится сберечь, направят на образование. Чтоб выйти хотя на доп 5, 1 миллиардов», — объяснил «Стране» эксперт рынка образования, юрист Андрей Темных.

Зато ученики сумеют больше ездить на экскурсии. Для их в первый раз запланирована программа мобильности молодежи с финансированием в 500 млн гривен.

Еще 240 млн говорит, что проект бюджета как не был соц изначально, так и не стал таким ко второму чтению.

И дело не только в том, что Кабмин технично ушел от темы прожиточного минимума. например, расходы на субсидии оставили прежними — 48 миллиардов гривен, и это даже меньше, чем в текущем году, хотя настоящие потребности специалисты оценивают в 70 миллиардов.

При всем этом, любопытно, что премьер, комментируя вопрос с субсидиями, отметил, что помощь получат все, у кого на коммуналку уходит больше 15% дохода. Что чрезвычайно изумило профессионалов, потому что не так давно Кабмин поменял данный порог, увеличив его с 15% до 20%. «Или Гончару обмолвился, или вообщем не в теме», — говорит Скаршевский.

При всем этом, как считает Алексей Кущ, потому что тарифы будут только расти, без субсидий может остаться до 600 тысяч семей. В Минсоцполитики говорят, что компенсации по коммуналке получат те, кто вправду в их нуждается, но проверки получателей будут.

Не будет особенного роста и по пенсиям. Гончарук отметил, что пенсии возрастут, «но некординально». Другими словами, будет обычная индексация, при всем этом малая пенсия возрастет всего на 150 гривен, и только к весне.

Но года Украина начнет отрешаться от обычных детских домов, делая упор на развитии детдомов домашнего типа.

Дороги, армия и «депутатские хотелки»

Хотя в Кабмине и пеняют на нехватку средств, на отдельные статьи средства все таки нашлись.

Так, приметно прирастили финансирование по ряду инфраструктурных проектов. На дороги обещают 73,7 миллиардов, что практически на 20 миллиардов больше, чем в текущем году. На реконструкцию аэропортов дадут впятеро больше, чем на данный момент — выше 1 миллиардов. также в два раза прирастят финансирование на безопасность дорожного движения (это до этого всего система видеофиксации нарушений) — до 3,17 миллиардов.

Вообщем, как считает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава, «это гроши, которые не дадут осязаемого результата». «На дороги там 70 миллиардов и 4 миллиардов кредитов МФО, из их на погашение долгов пойдёт 5,6 миллиардов, на фонд безопасности 3 миллиардов, субвенция на местные дороги 22 миллиардов. В итоге на ремонт и эксплуатацию государственных дорог остается всего 38 миллиардов грн. к примеру на достройку высокоскоростного шоссе Н-31 Днепропетровск — Решетиловка — Трасса М-03 нужно 14 млрд, а на достройку Запорожского моста — 9 млрд. к примеру в примыкающей Польше, где государственных дорог всего 19 тыс км (в Украине — 46,5 тыс км), раз в год на их ремонт выделяется в пересчете не гривну 150-160 млрд», — объяснил он «Стране».

По статье «Оборона и безопасность» запланировано 245,8 миллиардов гривен, а это около 5,5% ВВП.

Из их Минобороны получит 130 миллиардов, а МВД — 93 миллиардов. По оборонке основным ценностью будет наращивание производства и покупок вооружения, — пояснили в профильном министерстве. Так, госгарантии возрастут с 3 миллиардов до 9 миллиардов. Еще 2,4 миллиардов получит Минэкономразвития для госзаказа на Производство боеприпасов.

МВД, по словам заминистра Антона Геращенко, направит «излишние» средства на увеличение зарплат полицейским на 10%, квартиры (ипотека на льготных критериях для 2 тысяч семей), еще одну партию французских «вертолетов Авакова» и стройку 20 новых кораблей пограничной охраны в партнерстве с теми же французами.

Любопытно, что в промежутке между первым и вторым чтением вновь возникли средства на депутатские «хотелки» — на социально -экономическое развитие регионов выделят 2 миллиардов гривен. Гончарук заявил, что на этом, дескать, настояли народные избранники. Но при всем этом  сам фонд передадут в ведение Минэкономразвития. Плюс нарочные избранники не будут получать средства просто так — им придется «защищать проекты».

Вообщем, еще намедни голосования бюджета к первому чтению в Раде уже вспыхнул скандал, потому что выяснилось, что средства на окрестность разделили «нечестно» — тогда как они народные избранники получили по огромное количество, другим достались ничтожные сотки тысяч. По этому поводу обиженные депутаты даже обещали устроить бойкот бюджету. Уладить конфликт тогда удалось только после того, как премьер Гончарук пообещал «справедливое распределение». За ранее есть договоренность, что раздадут всем округам поровну. Но как будет по сути пока неясно. Не исключено, что это станет еще одним предметом торга при прохождении проектом второго чтения.

Источник

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: