Зачем в Слуге народа срочно пишут новый закон о всеукраинском референдуме

В Верховной Раде отыскивают новые формы голосований людей, фото: Информационное управление аппарата Верховной Рады, rada.gov.ua

В Верховной Раде ведется работа над новым проектом закона о референдуме взамен закона, принятого в 2012 году и признанного в 2018-м неконституционным.

По информации “Страны”, данный законопроект войдет в пакет законодательных инициатив Кабинета руководителя государства (ОП) Владимира Зеленского либо пропрезидентской партии “Слуга народа” (СН), которые будут включать также проект, дополняющий норму Конституции (в процессе принятия) о законодательной инициативе народа Украины, и проект об отзыве парламентариев всех уровней.

Но Ценность отводится (во всяком случае официально) проекту о референдуме, который, возможно, будет посвящен только плебисциту на всеукраинском уровне, а под местные референдумы планируется написать отдельный закон

Чем вызвана озабоченность властей этими вопросами, разбиралась “Страна”.

В расширенном составе

Как докладывала “Страна”, в парламенте сотворена рабочая группа для подготовки ряда законопроектов на общую тему народовластия.

Управляет ею 1-ый заместитель председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук, избранный по перечням СН. В ее состав входят, кроме остального, народные избранники из пропрезидентской фракции во главе с лидером Давидом Арахамией, члены Центральной избирательной комиссии (Центральная избирательная комиссия), специалисты по конституционному праву, также представители министерства цифровой трансформации.

Во вторник, 5 ноября, в здании парламента свершилась 2-ая встреча рабочей группы. 

Как говорят собеседники издания во фракции СН, изначально на заседаниях намечалось обсудить концепции законопроектов о порядке проведения референдумов, механизме воплощения права народа на законодательную инициативу и процедуре отзыва парламентариев всех уровней. Участие профессионалов по цифровым технологиям разъясняется желанием применить по обозначенным фронтам передовые технологии.

После признания Конституционным судом в 2018 году неконституционным закона о всеукраинском референдуме образовался законодательный вакуум, ведь в Конституции посреди форм конкретной демократии плебисцит упоминается, а, означает, нужен законправа людей.

Принципиально, что законгода после принятия отменил законгода, по которому проходил плебисцит по народной инициативе, запущенный руководителем государства Леонидом Кучмой в 2000 году. Если ворачивается к идеи референдумов в границах административно-территориальных единиц, то нужно или обрисовывать ее в отдельном законе или в общем с государственным плебисцитом.

Необходимость в законе появилась и после того, как Рада выслала на согласование в Конституционный Суд изменения в Главный закон, по которым Право внесения законов дается кроме парламентариев, руководителя государства и Кабмина к тому же «народу Украины».

Что же непременно касается способности отзыва парламентариев всех уровней, то в СН считают это метод  повысить ответственность законодателей перед избирателями.

Но эти два проекта рискуют задержаться на уровне обсуждения и вот почему.

Древняя песня на новый лад

Сопредседатель “Реанимационного пакета реформ”, эксперт-конституционалист Юлия Кириченко, которая заходит в состав рабочей группы, сказала “Стране”, что на крайнем заседании группа решила сосредоточиться на подготовке проекта о всеукраинском референдуме, отделив от него тему местного референдума.

“Последующее заседание состоится через две недели. Планируется за это время выйти на согласованную теорию законопроекта о референдуме”, — прокомментировала она. В целом она называет настроение снутри рабочей группы “достаточно конструктивным”.

Народный парламентарий Александр Копыленко («Слуга народа»), состоящий в рабочей группе, ждет, что работа над обозначенным законопроектом и остальными из пакета будет продвигаться стремительно.

«Есть мировозренческая база, которая издавна разработана и дискуссируется, есть отдельные различные кусочки и блоки (будущих законопроектов — Ред.)» — отметил “Стране” Копыленко, который до избрания управлял институтом законодательства Верховной Рады.

По словам Кириченко, представители СН допускают, что в базу нового проекта о референдуме лягут старенькые выработки группы создателей во главе с бывшим заместителем председателя Конституционного суда Владимиром Шаповалом, в составе которой была и сама эксперт.

На данной для нас базе уже был написан законопроект №2145а в Верховной Раде прошедшего созыва, зарегистрированный в июне 2015 года. Его зачинателями выступила группа народных парламентариев от различных парламентских фракций. Невзирая на то в марте 2017 года основной по проекту “правовой” комитет Рады его одобрил, он так и не попал в повестку дня, а в августе 2019 года вообщем был отозван.

Юлия Кириченко напомнила главные положения того законопроекта. 

Во-1-х, верно определяется предмет референдума и не допускаются манипулятивные вопросы, как говорит Кириченко, вроде тех, что выносились на всесоюзный один

Во-2-х, делятся информационное обеспечение проведения референдума и агитация. При всем этом в агитации должен был паритет аргументов за и против предложения референдума, а информирование о дате и предмете плебисцита — это обязанность страны.

В-3-х, окружные и участковые комиссии референдума формируются паритетно сторонниками и оппонентами вопроса, выносимого на плебисцит.

В-4-х, устанавливается явка голосования, которая говорит о состоятельности референдума.

В-5-х, запрещается соединять воединыжды иной взор на это”, — отметила эксперт Кириченко без деталей.

Согласно законопроекту №2145а предмет всеукраинского референдума не может включать голосования о внесении изменений в раздел I “Общие положения”, раздел ІІІ “Выборы”. страны и отмене некоего закона Украины либо отдельных его положений.

Конститу дает добро

В настоящий момент в Верховной Раде уже зарегистрированы законопроекты №1123 “О всеукраинском и местном референдуме по народной инициативе” группы парламентариев от “Оппозиционной платформы — За жизнь” во главе с сопредседателями фракции Юрием Бойко и Вадимом Рабиновичем, №1221 народного парламентария Дмитрия Шпенова (внефракционный) о местном референдуме и №2182 группы парламентариев от “Батькивщины” во главе с лидером Юлией Тимошенко.

Судя по тому, что ОП и “слуги народа” занялись своими проектами на ту же тему, шансов у остальных схожих документов получить одобрение сессии малы. Если они вообщем выйдут из комитета.

Складывается воспоминание, что один из наших ценностей”, — откомментировал “Стране” народный парламентарий Виталий Безгин (СН), который заходит в рабочую группу.

вкупе с тем, народный парламентарий Александр Копыленко (“Слуга народа”) уточняет, что в силу “достаточной актуальности” обозначенных проектов “работа над ним обязана идти активно”, и принятие — “не отдаленная перспектива”.

В свою очередь народный парламентарий восьмого созыва Леонид Емец, который был одним из инициаторов законопроекта о референдуме 2015 года, подозревает, что внимание СН к теме референдума появилось неслучайно.

“Норма о референдуме непременно нуждается в законе, но в наших политических критериях принятие такового акта открывает возможность легитимизации в обществе некоей, может быть, даже чрезвычайно спорной, инициативы. Если парламент в настоящее время примет многозначное решение, начиная от пуска рынка земли и заканчивая вопросами Донецкой области, все шишки посыплются на руководителя государства, который имеет монобольшинство в Раде, а, означает, несет ответственность за голосования. Но если инициативу воплотить через время народный парламентарий восьмого созыва Игорь Попов, ссылаясь на свои источники, утверждает, что в СН в конце концов озаботились выполнением обещаний Зеленского времен выборов на предмет народовластия.

“Это было одним из главных обещаний руководителя государства, а Рада за два месяца работы не особо продвинулось в этом направлении. Они решили ускориться. При этом инструмент электронной петиции. Это все можно подать как неизменное вербование людей к процессу управления государством в период между выборами, при этом с помощью цифровых технологий, которые им так импонируют”, — говорит Игорь Попов в комменты “Стране”.

Необходимо отметить, что в Конституции обсуждено, что народное волеизъявление осуществляется через выборы,Источник

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: