Как изменятся пенсии в 2020 году в Украине и будет ли повышен пенсионный возраст

В текущем году украинских пожилых людей ожидает сходу несколько инноваций. 

Во-1-х, руководитель государства пообещал доплаты пенсионерам старше 80 лет — от 400 до тысячи гривен. правда кому, когда и как будут платить пока непонятно. Понятно только, что на эти цели планируется выделить добавочно порядка 13 миллиардов гривен, а сами доплаты должны начаться в 2020 году (но не факт, что с начала года). 

Во-2-х, проиндексируют пенсии всем остальным украинцам. правда, там рост будет маленьким — приблизительно на 8,5%.

В третьих, должны возвратить старенькые долги по пенсиям военным и экс-силовикам.

Но есть и нехорошие новости. власти вновь заговорили о повышении пенсионного возраста, а в самом конце прошедшего года в парламенте возник законопроект о старте накопительных пенсий.

Если его воспримут, украинцам придется перечислять часть собственной заработной платы «на старость».

«Страна» разбиралась, что в текущем году поменяется для пожилых людей, и к чему стоит готовится далее.

Пенсии от Зе

В декабре прошедшего года в эфире передачи «Право на владу» на канале «1+1» руководитель государства анонсировал некоторые пенсионные доплаты для тех, кому за 80.

По его словам, такую программу разрабатывают в ОП. Пожилые люди, шагнувшие за 80-летний предел, получат от 400 до 1,1 тысячи гривен к своим пенсиям, но как конкретно будут начислять эти надбавки от Зе — пока непонятно. руководитель государства только отметил: «Мы на их выделим 13 млрд в 2020 году».

В следующем, по словам руководителя страны, возрастной ценз для доплат будет расширяться — станут доплачивать тем, кому за 75 лет, потом тем, кому за 70 и т.д.

В Украине пожилых людей старше 80 лет, по этим данным Госстата, порядка 1,7 млн. Другими словами, если поделить обещанные Зеленским 13 миллиардов поровну, то любой получит около 640 гривен за месяц. Но, не исключено, что будет дифференциация надбавок, правда, пока непонятно, по каком принципу.

 

Пожилые люди старше 80 лет могут рассчитывать и на другую доплату — по 670 гривен в качестве платы по уходу за стариками. Таковая сумма прописана в прошлогоднем решении Кабмина, и под нее в бюджете на 2020 год заложено более 800 млн гривен.

Если начнут платить к тому же прибавку от Зе, старики старше 80 лет сумеют рассчитывать на довольно суровое повышение пенсии — на 1,1-1,8 тысячи гривен. Для сопоставления: малая пенсия в 2020 году вырастет всего на 131 гривну (до 1769 гривен).

«Это, естественно, не плохая новость для наших стариков. Но власти провоцируют соц напряжение в среде пожилых людей. Ведь, выходит, что человек, которому за 80, имеющий, скажем, 40 лет стажа, доплату получит, а тот, кому 65 и таковой же трудовой стаж — нет. люди начнут возмущаться», — говорит управляющий управления общественного страхования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук.

Индексации для всех

На надбавки, правда, наименее щедрые, чем для старых пожилых людей, могут рассчитывать и другие жители Украины на заслуженном отдыхе.

Во-1-х, вырастет малая пенсия, которая привязана к размеру прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. С начала года и по июль малая пенсия будет составлять 1638 гривен, потом повысится до 1712 гривен, а с 1 декабря 2020 года — до 1769 гривен.

Во-2-х, в марте пожилые люди могут рассчитывать также на каждогодную индексацию пенсий. Она проводится по формуле: 50% года заработной платы в Украине, согласно исследованию рынка труда от Минэкономики, выросли на 14,1%. И в 2019 году, по этим данным Нацбанка, составит порядка 4,1%. Другими словами, пенсии должны проиндексировать на 9,1%. Скажем, если пенсионер получал 3 тысячи гривен за месяц, то ему добавят еще 273 гривны (будет 3273 гривен за месяц).

Но четкая ставка индексации будет известна только в самом конце января — начале февраля.

При всем этом почти все пожилые люди могли бы рассчитывать на реальное повышение собственных доходов, если б Зеленский выполнил свое обещание (данное перед выборами в Раду) об освобождении от коммунальных услуг тех, кто старше 70 лет. Хотя большинство пожилых людей получает субсидию, им все равно приходится платить так называемую неотклонимую часть коммуналки.

Но об отмене платежек для стариков у Зе больше не вспоминают,

Старенькые долги для силовиков 

В последних числах декабря Кабмин принял постановление №1088 «Некоторые вопросы выплаты пенсий отдельным категориям людей«.

Оно начало действовать уже с 1 января этого года и предусматривает нововведения для бывших военных и экс-силовиков.

Напомним: их общая реформа пенсионной системы не затронула. Военные пенсии привязали к вещественному обеспечению работающих военных, а оклады там длительное время не меняли (выплаты повышались за счет премий, различных доплат и прочее). В итоге пенсии у военных и пожилых людей силовых ведомств, которые постоянно были сравнимо большенными, оказались на наименьшем уровне. После бессчетных акций протеста пожилых людей по всей стране, верно распорядилось перечесть им пенсии. Но сходу все средства не дали — решили выплачивать частями.

В новом постановлении обозначено, что с начала 2020 года пенсии военным будут платить с учетом 100% пересчитанной в 2018 году суммы. В формуле пересчета должны быть учтены оклад, прибавки за звание и выслугу лет.

Экс-милиционерам также будут платить 100% различия между пенсиями, которые были до 2016 года и пересчитанными, прямо до полного погашения задолженности. 

больше стажа и увеличение пенсионного возраста

Но сюрпризы от страны в текущем году получат не только сегодняшние, да и будущие пожилые люди.

Во-1-х, в текущем году возрастет страховой стаж для выхода на пенсию — с прошлогодних 26 до 27 лет. Напомним: он будет расти до 2028 года и к тому времени должен добиться 35 лет

Граждане, которые достигнули пенсионного возраста (60 лет), но не успели заработать подходящий стаж, могут либо продолжать работать далее (пока еще не будет стажа), или докупить стаж (заплатив 22% ЕСВ с малой заработной платы за любой недостающий месяц, другими словами, порядка 10-11 тысяч гривен за любой год) либо получать минимальную пенсию либо соц пособие.

Если у человека от 17 до 27 лет страхового стажа, то он сумеет выйти на пенсию только в 63 года, а от 15 до 17 лет — не ранее 65 лет.

Но это еще не все. власти заговорили о повышении пенсионного возраста. 

Как заявила не так давно парламентарий от СН и глава профильного парламентского комитета по вопросам социальной политики Галина Третьякова, без увеличения пенсионного возраста Украине никак не обойтись. Без этого, якобы, следующие поколения будут обречены на ухудшения критерий по пенсионному обеспечению.

«Вроде бы мы не старались, все равно придется мыслить о повышении пенсионного возраста», — сказала Третьякова.

Как конкретно будет происходить это увеличение и как значимым оно окажется — пока непонятно. Третьякова в качестве вариантов только представила, что это быть может, например, увеличение на 1 месяц в год, начиная с 2023 либо 2025 года.

Другими словами, нововведения, если и будут, то не прямо на данный момент, а позднее.

На даже сама перспектива увеличения пенсионного возраста уже стращает. Тем паче, что в реформе пенсионной системы были заявлены совершенно другие ценности.

«Пенсионный возраст был основным до 2000 года. После нулевых упор перенесли на страховой стаж. В пенсионной реформе можно делать упор или на возраст, или на стаж. 1-ая модель работает, например, в Европе. Но там сравнимо высочайшая длительность жизни, и человек, выходя на пенсию даже после 60 лет, может рассчитывать на активную и обеспеченную старость. 2-ая модель, другими словами, ставка на страховой стаж, есть смысл, если длительность жизни в стране маленькая, как, например, в Украине. И, вкупе с тем, есть проблема теневой занятости и зарплат в конвертах. Выставляя условия по страховому стажу,

В Украине неотклонимый для получения пенсии страховой стаж и так повсевременно вырастает —раз в год добавляют еще год. Так, в прошедшем году минимум составляв 26 лет, в этом — уже 27 лет, в последующем — 28 лет и т.д. До 2028 года малый страховой стаж вырастет до 35 лет. И только при его достижении человек может выйти, на заслуженный отдых в 60 лет и получать заработанную пенсию. 

А если такового стажа не будет, придется работать подольше. Скажем, уже в текущем году те, кто имеет от 17 до 27 лет стажа, сумеют выйти на пенсию только в 63 года. А в последующем году, даже чтоб уйти на пенсию в 63 года, необходимо будет иметь стаж уже не меньше 18 лет. «Другими словами, по факту и так предполагается увеличение пенсионного возраста. Для чего же его еще добавочно увеличивать», — удивляется Алексей Кущ.

По его словам, увеличение пенсионного возраста лишает человека крайней мотивации платить взносы в ПФ — ведь до обозначенного государством возраста можно и не дожить. Потому проще самим накапливать на пенсии, — так рассуждают почти все жители Украины.

«Чтоб мотивировать людей официально трудоустраиваться и платить взносы с «белоснежной» заработной платы, необходимо, напротив, отменить любые требования по пенсионному возрасту и бросить только стаж, пусть даже и 35 лет. Другими словами, если, например, человек начал работать в 20 лет, то в 55 он уже сумеет уйти на пенсию. Это будет провоцировать людей заработать подходящий страховой стаж как можно быстрее», — считает Алексей Кущ.

Причина, по которой власти пробуют вынудить украинцев работать как можно подольше, лежит на поверхности.

«Недостаток Пенсионного фонда повсевременно вырастает и достигнул рекордных размеров. В прошедшем году он закладывался в бюджет на уровне 169 миллиардов, а по факту составил 183 миллиардов. На данный год заложено 173 миллиардов, но, быстрее всего, в течение года его будут корректировать в сторону роста», — говорит экономист Виктор Скаршевский.

По словам Владимира Максимчука, таковая ситуация предсказуемая, потому что у нас 10,5 млн наемных работников (которые платят ЕСВ) кормит больше 11 млн пожилых людей. Другими словами, чтоб уменьшать недостаток ПФ, необходимо или больше рабочих (а это реально, если, например, возвратятся заробитчане) либо мощный рост официальных зарплат (с которых платятся отчисления в Пенсионный фонд).

«Потенциал для роста есть, но для этого необходимо выводить из тени экономику и делать ее вправду работающей. По другому пенсии скоро нечем будет платить. И увеличение пенсионного возраста ситуацию не выручит», — говорит Максимчук.

Кроме того, неясно, как в критериях нашего рынка труда обеспечить человеку возможность работы после 60 лет. Ведь, как понятно, отечественные работодатели таковых профессионалов, мягко говоря, не чрезвычайно обожают, и при хоть какой способности пробуют от их избавиться. А если повысить пенсионный возраст, а работы не будет, то что тогда делать человеку?», — говорит глава секретариата Совета бизнесменов при Кабмине Андрей Забловский.

Накопи для себя сам

В качестве варианта — где взять средства на пенсии — власти разглядывают возможность пуска второго уровня пенсионного обеспечения. Другими словами, накопительные пенсии.

В самом конце прошедшего года в парламенте возник законопроект на данную тему. Проект № 2683 подала в Раду глава профильного комитета Галина Третьякова.

Он предусматривает непременное участие в накоплении пенсий для всех трудоустроенных украинцев и работодателей. При всем этом отчисления будут идти сверх уже имеющихся 22% ЕСВ с заработной платы. Работникам придется перечислять еще, как минимум, 1% от заработной платы (другими словами, 100 гривен за месяц при заработной плате в 10 тысяч), а работодатель — 2%. Но при желании работник может платить больше. В таком случае будет обязан увеличивать отчисления и работодатель — до 5% от заработной платы сотрудника.

Эти средства будут зачисляться на личные пенсионные счета и, если человек сам их не заберет (скажем, не доживет до пенсии) — передаваться по наследию. 

Пенсионные средства будут храниться в специально отобранных банках, а управлять средствами (скажем, инвестировать их) сумеют авторизованные компании, в том числе, и негосударственные Пенсионные фонды.

Обладатели пенсионных счетов после выхода на пенсию сумеют получить либо всю сумму на руки разово, либо помесячную доплату к положенной от страны пенсии.

Необходимо отметить, что это уже далеко не 1-ый проект по внедрению накопительного страхования. В Раде в прошлые годы подавалось несколько документов на данную тему, но ни один из их так и не приняли.

Проблем здесь несколько.

«Если запускать накопительные пенсии в рамках имеющихся 22% ЕСВ, скажем, перераспределив часть взноса на личные счета, то будет брешь в ПФ, чему противится Минфин. А если делать доп взносы, то против работодатели. Соглашение пока так и не нашли», — говорит Кущ.

«Неясно, как государство собирается гарантировать сохранность этих средств, что их не съест И либо не разворуют. Данный нюанс не проработан и в новом проекте», — добавил Максимчук.

«У нас по-сути, некуда инвестировать пенсионные средства, разве что в ОВГЗ либо депозиты. Но люди и сами сумеют вложить свои средства в эти инструменты либо, скажем, в недвижимость. Для чего им посредник?», — говорит Скаршевский.

Если проект воспримут, то он начнет действовать с 2021 года, но сначала будет предварительный этап. А отчислять доп средства на пенсии украинцев принудят с 2023 года.

Источник

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: