Укрзализныцю — немцам. Кому отдадут железную дорогу и подорожают ли билеты

«Укрзализныцю» могут дать в управление германцев

На украинской стальной дороге намечаются огромные перемены. 22 января на экономическом форуме в Давосе был подписан меморандум с германской Deutsche Bahn. 

«одна из самых основным новостей дня. Украина будет сотрудничать с наикрупнейшим жд оператором Германии. Только-только Министерство инфраструктуры подписало «Меморандум о взаимопонимании» с жд оператором Германии Deutsche Bahn. СПосле встречи с управлением Deutsche Bahn на прошлой неделе в городе Киеве, мы пришли к осознанию формата сотрудничества, а конкретно — Украина на сто процентов сохранит контроль над «Укрзализницей». Германские специалисты будут работать над реформированием управленческих устройств предприянтия», — написал на собственной страничке в Facebook премьер-Министр Алексей Гончарук.

Он также заверил — ни о какой продаже либо аренде стратегически принципиального гособъекта речь не идет.

Напомним: в профильной среде уже интенсивно дискуссируют, что нашу металлическую дорогу практически сливают германцам. 

Кроме того, в «Укрзализнице» готовятся кадровые перестановки. Ее сегодняшний управляющий Евгений Кравцов, которого уже издавна желали «подвинуть» с данной нам должности, уже написал заявление об уходе. Он может перейти в Мининфаструктуры — на должность заместителя министра. А на его место в госкомпанию уже подыскивают подмену. Дискуссируется несколько кандидатур, а именно, сегодняшний управляющий «Укрпочты» Игорь Смелянский и экс-глава «Укрзализници» поляк Войцех Балчун. Но нового топ-менеджера к нам может откомандировать и Deutsche Bahn. 

Все эти нововведения должны посодействовать реформировать «Укрзализницу». Согласно утвержденном в прошедшем году плану, компанию поделят на три подразделения — грузовое, пассажирское и инфраструктурное. Это, якобы, дозволит преодолеть «разруху», которая уже видна невооруженным взором как рядовым пассажирам, так и бизнесу, пользующему ж/д перевозками.

Вообщем, как считает аналитик института Growford Алексей Кущ, эффект реформ может оказаться нежданным. «Убыточные пассажирские перевозки, которые на данный момент дотируются за счет грузовых, резко подорожают — в 3-4 раза. А грузовые перевозки могут приватизировать. Может быть, как раз и в пользу германцев», — говорит он. На самые валютные жд направления будут претендовать не только немцы, да и отечественный бизнес, также смотрящие, которые годами зарабатывали на прибыльных схемах. Потому, быстрее всего, за металлическую дорогу развернется серьезная борьба.

«Страна» разбиралась кому достанется «Укрзализниця» и что ее ожидает.

Немцы на переезде

О меморандуме с Deutsche Bahn на рынке говорят уже издавна. 

Еще посреди января заместитель директора Берлинского центра исследования Восточной Европы и экс-народный избранник Бундестага Дмитрий Стратиевский сказал на собственной страничке в Facebook, что Deutsche Bahn нарабатывает с украинским правительством и «Укрзализницей» вопросы стратегического партнерства. «Союз с Deutsche Bahn — это любопытно для Украины, сначала, технологиями и инвестициями в обновление инфраструктуры. К этому процессу планируют подключиться Deutsche Bank і E.ON (большая энерогокомпания — Ред.)», — написав Стратиевский.

Позднее о  меморандуме сказал член транспортного комитета Верховной Рады и глава комитета по вопросам ж/д транспорта Александр Скичко.

«Есть одна не плохая и обнадеживающая новость для стальной дороги. Готовится масштабный проект по сотрудничеству «Укрзализници» и наикрупнейшго жд оператора Deutsche Bahn. сходу отвечу, что это не приватизация и не концессия. идет речь о вербовании германских профессионалов, опыта, управленческих и технологических решений», — написал Скичко на собственной страничке в Facebook.

Вообщем, по рынку все равно прогуливаются слухи о том, что власти сливают нашу металлическую дорогу германцам.

Вообщем, здесь пока много непонятно. Алексей Кущ считает, что германцам «Укрзализница» не нужна. По последней мере, в существующем виде. «Полностью может быть, что речь идет о выделении кредита под наши стальные дороги. Этим поясняется «десант» Deutsche Bahn в Украине — они желают провести аудит и осознавать, на что будут тратиться средства«, — считает эксперт.

«Пока нет точных правил УЗ никому не нужна, а правила не могут никак выписать. Идут разборки «под ковром». Немцы, видимо, в очередной раз пробуют застолбить местность, но не беря пока на себя особенных обязанностей. Есть таковая стратегия — засылать собственных советников и консультантов, чтоб хоть как то надзирать ситуацию», — считает и аналитик компании «Европатруль» (исследования транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.

Напомним: «Укрзализниця» является государственной компанией и заходит в перечень объектов, которые запрещено приватизировать, что не так давно подтвердил Кабмин.

Но на теоретическом уровне остается возможность концессии либо, как минимум, оперативного управления. А потому что было сказано о «вербовании германских профессионалов» и «управленческого опыта», также об инвестициях, можно представить, что на данном этапе речь может идти конкретно об оперативном управлении и приведении находящейся не в наилучшем состоянии «Укрзализници» в «товарный вид».

Как говорят работники самой УЗ, в течение ближайших 6 месяцев в компанию должны прибыть несколько групп германских профессионалов. Понятно, что речь не о рядовых железнодорожниках. Быстрее всего, немцы станут консультировать управленцев УЗ по главным фронтам.

Основная интрига — чем завершатся такие «консультации». Специалисты считают, что мысль о «помощи» украинским сотрудникам «спецами и средствами» навряд ли принадлежит самой  Deutsche Bahn. «Эта компания сама субсидируется германским правительством, получая в качестве дотаций 16 миллиардов евро в год. И «Укрзализниця» для нее, быстрее, соперник чем партнер», — говорит  экс-министр инфраструктуры Александр Кава. Он не исключает, что для германцев быть может увлекателен контроль над грузовыми перевозками по местности Украины. Так что не исключено, что в дальнейшем Deutsche Bahn попробует прибрать их к рукам.

Также, по его воззрению, навряд ли речь может идти о новом говорит он.

Кредитный портфель госкомпании в 2019 году достигнул 40,8 миллиардов гривен. а на конец этого года составит 46,4 миллиардов. В 2020 году УЗ обязана погасить около 12 миллиардов гривен.

Потому специалисты серьезно дискуссируют некоторую конспирологическую версию. Что, мол, Deutsche Bahn в Украину командировали германские власти. И заполучить контроль над нашей стальной дорогой, якобы, — только часть плана. «Сначала немцы интенсивно лоббируют открытие украинского рынка земли и продажу земли иноземцам. Позже некоторые «германские крестьяне» пишут воззвание к министру экономики Тимофею Милованов, в каком возмущаются тем, что их отодвигают от угодий в Украине, которые они уже обрабатывают. Дальше возникают железнодорожники. Цепочка быть может последующая: земля- зерно- его логистика по ж/д в Европу. Конкретно с прицелом на такую схему Германии могут быть увлекательны наши рельсы», — сказал наш источник.

борьба со схемами либо новая схема

Не наименьшая интрига, чем планы германцев по «Укрзализнице», — кто ею будет управлять. Сегодняшний глава госкомпании Евгений Кравцов еще до нового года написал заявление об увольнении. Его копию на собственной страничке в соцсетях обнародовал народный народный избранник Евгений Шевченко. Но, по его словам, заявление набсовет УЗ пока еще не разглядел.

В формулировке обстоятельств отставки в заявлении Кравцова говорится о переходе на работу в Мининфраструктуру — на должность замминистра.

Сам Кравцов давал информацию о собственном решении уйти из УЗ и перейти в «общественный сектор». И представил, что его заявление об уходе набсовет компании разглядит сначала текущего года.

Но пока непонятно возьмут ли Кравцова в Мининфраструктуры. По информации «Страны», его глава Владислав Криклий не в экстазе от перспективы заиметь такового зама. Он не раз критиковал работу главы УЗ, и  давал информацию, что рассчитывает на увольнение Кравцова и на то, что в текущем году получится провести конкурс на нового управляющего «Укрзализници».

Есть различные версии и обстоятельств его ухода с УЗ. Посреди их — разборки со «смотрящими». Кравцов, по-сути, слил правоохранителям братьев Дубневичей, которых называли «королями стальной дороги». Ярослав Дубневич, будучи главой профильного комитета в парламенте прошлого созыва, смог выстроить доходный бизнес на закупках для госкомпании. ГПУ выявила, что в 2015-2016 годах государству был нанесен вред на 3,7 млн долларов США. Вообщем, по сопоставлению с масштабами коррупции на стальной дороге — это сущие копейки. По сути там зарабатывали млрд. Пдконтрольная дубневичам людей Дубневичей. В итоге новый состав Рады со скандалом снял депутатскую неприкосновенность с Ярослава Дубневича.

Но самого Кравцова считают человеком главы МВД Арсена Авакова. Якобы, конкретно он в свое время пролоббировал предназначение Кравцова. По другим данным, Кравцов привёл экс-советник главы администрации руководителя страны Бориса Ложкина Михаил Бейлин, якобы, лоббировал предназначение Кравцова в «Укрзализницю». Об этом позднее сказал СМИ бывший заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. Он давал информацию также о схемах самого Кравцова на УЗ. Она была построена на предоставлении скидок на перевозки большим клиентам за откат. Скажем, компании давали скидку 40%, но 10% она средствами возвращала управлению «Укрзализници». Так что не исключено, что после смены власти Кравцов просто попробовал подвинуть прежних смотрящих с валютных схем. По слухам, интенсивно занимается стальной дорогой и Арсен Аваков. Но, как заверил Министр инфраструктуры Владислав Криклий, на Кабмин Аваков по Кравцову не влияет. В тоже время в не так давно обнародованной переписке за 2019 год соратника Джулиани Льва Парнаса, последний обращался конкретно к Авакову за решением вопросов по стальной дороге.

Почтовик либо музыкант? 

Между тем, в профильной среде уже дискуссируют, кто может стать новым главой УЗ. Главный кандидатурой называют сегодняшнего управляющего «Укрпочты» Игоря Смелянского.

«Еще в осеннюю пору была встреча в Кабмине. И там говорилось, что Кравцов может удержаться в кресле, если проведет подготовку к реформам, а именно, уменьшит несколько тысяч тысяч «излишнего» персонала. А если у него не получится, то, мол, поставим Смелянского, который уже доказал свою эффективность в реформировании госкомпании. Но планы по сокращению дали сбой, в том числе, и из-за массовых акций протестов железнодорожников. Потому в УЗ ожидают Смелянского. Настрой по этому поводу не наилучший: люди говорят, после Смелянского еще будем о Кравцове жалеть», — сказал «Стране» источник, знакомый с ситуацией в «Укрзализнице».

Но есть информация и о остальных вероятных кандидатах, а именно, поляке Войцехе Балчуне, который уже возглавлял УЗ, но так и не смог провести реформ, которых от него ожидали. Украинцам он запомнился как хипстер-музыкант на большой заработной плате, которую обсуждали даже в польских СМИ, отмечая удачное трудоустройство собственного земляка.

По еще одной версии, возглавить «Укрзализницю» может выходец из Deutsche Bahn. Вообщем, пока эта версия не получила никаких подтверждений.

Также не стоит сбрасывать со счетов интересы олигархов и новых смотрящих, которые полностью могут попробовать усадить в кресло главы УЗ собственного человека.

Наш источник говорит что, фактически, уход Кравцова поэтому так длительно и оттягивают, что  настоящих претендентов на его место пока нет. 

«Кравцов довел УЗ до критичекого состояния. средства просто проедали. Все пускали на рекордные заработной платы для управления — до 700-800 тысяч гривен за месяц. Саму металлическую дорогу финансируют по остаточному принципу. например, запчастей для подвижного состава закупается всего 10-15% от потребностей. Понятно, что еще 1-го такового же топ-менеджера «Укрзализниця» просто не выдержит. Но классным управленцев в данной нам отрасли не так много. Стальная дорога чрезвычайно специфичная ветвь. здесь не сработают общие управленческие правила», — говорит эксперт.

Поделить иди уничтожить?

«Разруха» на стальной дороге уже издавна не тайна ни для бизнеса, ни для рядовых украинцев. Только за последнее время  было несколько ЧП, когда локомотивы зажигались просто во время следования поездов. 

Подвижной состав издавна изношен, а время прохождения грузов повсевременно возрастает. Как сказал директор по маркетингу экспедиторской компании «Вертикаль» Андрей Воронцов, если ранее зерно шло по маршруту 5-7 дней, то на данный момент —12, а время от времени сроки доходят и до месяца, потому что утежеляется недостаток тяги. Из-за этого компании несут немалые убытки, — говорит он.

Вообщем,  причина таковой ситуации не только в неэффективном управлении и коррупционых схемах на стальной дороге.

«Во всех продвинутых странах жд транспорт субсидируется из государственного и местных бюджетов. В Европейском Союзе совокупные дотации из государственных бюджетов в эту ветвь составляют 75 миллиардов евро в год. У нас же УЗ из бюджета никогда не получала и не получает ни копейки при потребности не наименее 30 миллиардов гривен в год. Пассажирские перевозки в Украине планово убыточные — цены на билеты покрывают настоящую себестоимость менее чем на 30%. Грузовые перевозки — тоже под вопросом. Госкомпания не устанавливает тарифы, их говорят Кабмин и профильное министерство. И в этом плане они очевидно подыгрывают олигархам. У нас адвалорная система тарифообразования, другими словами тариф на перевозку груза зависит не от фактической себестоимости перевозки, а от цены перевозимого груза. Из-за этого часть грузов перевозятся по стальной дороге в убыток либо с нулевой рентабельностью. Потому что перевозят в главном сырье (зерно, руда, сплав), то почти все грузы УЗ транспортирует в ноль, а то и совсем в убыток. Украинские олигархи недоплачивают УЗ порядка 45 миллиардов гривен в год, а это больше половины годичного дохода госкомпании», — говорит Кава. 

Ранее эти «дыры» в бюджете УЗ латала за счет более выгодного международного транзита. Но в последние 5 лет он свалился до минимума. Российские грузы через наше продукты в страны СНГ по местности РФ. А перспективное направление — из Европы в Китай — пустили в обход Украины, через Беларусь, Россию и Казахстан. По этому маршруту на данный момент идет больше 90% грузов, в том числе, и из-за облегченного таможенного досмотра.

Вообщем, понятно, что при масштабной коррупции и схемах даже самое щедрое экономное финансирование реанимировать металлическую дорогу навряд ли поможет — средства просто будут оседать в кармашках смотрящих. 

В прошедшем году Кабмин утвердил план развития «Укрзализници». Главные фишки в нем — разделение компании на три части — инфраструктура (рельсы), грузовые и пассажирские перевозки. Также допуск личной тяги. Таковая модель употребляется и в остальных странах. Но как она сработает в нашей реальности и к каким последствиям приведет — остается только гадать. например, могут резко подорожать пассажирские перевозки, ведь их больше не будет за счет что дотировать, — говорит Кущ. В финансовом плане на 2020 год УЗ предусмотрена рост цен на билеты на 22%, желают увеличивать цены на 2% любой месяц. Но это — только начало. Алексей Кущ допускает, что билеты на поезда могут подорожать в 3-4 раза, в итоге , дешевле будет добираться на самолете, чем на поезде. А пригородные электрички могут и совсем пропасть.

Грузовые перевозки более увлекательны. И конкретно за их может начаться настоящая война. При этом,  контроль над этим сектором попробуют установить не только потенциальные зарубежные инвесторы, да и местный бизнес, а именно, большие компании, нуждающиеся в дешевый транспортировке экспортной продукции. «Образно говоря, любой олигарх создаст свою металлическую дорогу, что дозволит выиграть в стоимости на тариф, а это — конкурентоспособность продукции на мировом рынке», — отметил Кущ. 1-ый шаг к этому, фактически, уже сделан — кроме личных вагонов, УЗ запускает на металлическую дорогу к тому же личную тягу. Что, по словам Куща, автоматом понижает доходы «Укрзализници». Потому придется либо финансировать компанию из бюджета, либо брать новые кредиты либо в итоге пустить ее с молотка. «Наша стальная дорога создавалась совершенно под другие объемы. И задача страны на данный момент — сохранить данный актив, пока Экономика не «подтянется» под эти объемы», — добавил Алексей Кущ. Но будет ли это сделано либо же металлическую дорогу просто разберут на рельсы — пока вопрос.

Источник

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Если вы нашли ошибку в тексте статьи, пожалуйста, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter.



Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: